Если кредитор уступил право требования сразу нескольким лицам, то должник вправе исполнить обязательство любому.
Недобросовестный кредитор может уступить право требования сразу нескольким лицам. Причем каждый из новых кредиторов считает, что он единственный и начинает отправлять уведомление должнику о состоявшейся уступке. По закону состоявшейся считается та уступка, которая произошла раньше всех. В такой ситуации возникает вопрос, кому должен исполнить обязательство должник?
Председатель Суда по интеллектуальным правам Людмила Новоселова в ходе Петербургского международного юридического форума обратила внимание на один пробел в нормах об уступке права требования, которые изменил Федеральный закона от 21.12.13 № 367-ФЗ. Дело в том, что недобросовестный кредитор может уступить право требования сразу нескольким лицам. Причем каждый из новых кредиторов считает, что он единственный и начинает отправлять уведомление должнику о состоявшейся уступке. По закону состоявшейся считается та уступка, которая произошла раньше всех. В такой ситуации возникает вопрос, кому должен исполнить обязательство должник?
В Гражданском кодексе этот вопрос прямо не урегулирован. Не устранили этот пробел и поправки. Однако есть правило, которое регулирует вопрос, на кого в такой ситуации переходит риск последствий исполнения ненадлежащему лицу (п. 4 ст. 390 ГК РФ). Такой риск несет цедент (лицо, уступившее право) или недобросовестный цессионарий (новый кредитор, который знал о том, что ранее состоялась другая уступка). По мнению Людмилы Новоселовой, из этого правила следует, что должник, право требования к которому было уступлено нескольким лицам, вправе исполнить обязательство любому кредитору. Иными словами, выяснить, к кому же право требования было уступлено ранее, должнику не следует.